К сожалению, в последнее время видна грустная тенденция: молодое поколение стало меньше читать. Думаю, главная причина здесь в стремительно развивающемся вокруг мире. Нынешняя молодёжь чувствует себя в таком мире как рыба в воде, с лёгкостью осваивает новые технологии, в то время как старшее никак не может уследить за быстро сменяющими друг друга условиями жизни. Естественно, появляются и новые формы досуга. Именно их молодое поколение и предпочитает обычному чтению, как более современные и подходящие окружающему миру. Всё-таки легче представить читающего человека в старинном кресле около камина, чем на офисном стуле около компьютера. Да и на родителей современный мир оказывает огромное влияние: зачастую родителям трудно найти время для того, чтобы посидеть со своим чадом. Как же в таких непростых условиях привить у ребёнка интерес к чтению?
Начинать, конечно же, нужно с самых ранних лет вашего малыша. Читайте что-нибудь вашему ребёнку даже тогда, когда он ещё не понимает слов — это позволит ему быстрее начать говорить. Да и просто голос матери успокаивает ребёнка, даёт ему заснуть и видеть хорошие сны. А когда ваш ребёнок начнёт понимать слова, то, конечно же, прекращать чтение не стоит. Лучше всего подойдут сказки и простые детские стишки — всё-таки они проверены временем. Выбирайте сказки поразнообразнее и обязательно со счастливым концом — добро должно побеждать зло, пускай и пройдя через многие трудности. И сказки, и стишки частенько позволяют привить ребёнку в воспитательных целях и многие полезные навыки, например, усвоить правила личной гигиены (знаменитая сказка «Мойдодыр»).
Если ребёнок просит, чтобы вы не читали ему а, например, поиграли с ним, то насильно продолжать читать, конечно же, ни в коем случае нельзя. Это навсегда отобьёт у вашего ребёнка интерес к чтению. Каждый ребёнок — личность свободолюбивая и упрямая и никогда не станет делать с удовольствием то, что его заставляют. Именно поэтому позже, в школе, уроки литературы во многом негативно сказываются на отношении ребёнка к книге, ведь существует школьная программа, которая заставляет прочитать ребёнка то-то, то-то и ещё вот это. Свобода при выборе книги является важным фактором на протяжении всего развития ребёнка, поэтому одно и то же произведение, прочитанное по велению школьной программы и по зову души или по совету родственников воспринимается совершенно по-разному.
Не забывайте подавать и личный пример. Сядьте где-нибудь с книгой в руках и просто читайте, получая от этого удовольствие. При этом старайтесь передать своим лицом ту гамму чувств, что испытываете в момент прочтения какой-либо строчки, не зажимайте их в себе. Ребёнок, видя, что вам интересно, непременно должен заинтересоваться. А если он ни разу вас не видел с книгой, то у него возникает вопрос — а почему тогда я должен читать эти дурацкие книги?
Не будет лишним и обсуждение с ребёнком только что прочитанного произведения. Спросите у ребёнка, кто из героев ему больше понравился, почему, что бы он хотел изменить в сказке и т.д. Впрочем, если вы видите, что ребёнок отвечает вам безо всякого интереса, то лучше оставить его.
С ранних лет также следует приучать ребёнка и к культуре чтения. Научите его уважительно относиться к книге, правильно вести себя во время чтения. Это — непременная составляющая чтения как удовольствия.
Её одна составляющая — это наличие воображения. Конечно же, чтение развивает воображение, но в то же время без воображения книга — лишь бесчисленные строчки букв. Поэтому развивайте воображение у вашего малыша. Например, прочитайте начало какой-то новой для него сказки (или сочините начало сами), а затем предложите додумывать сказку по очереди. Чем дальше уводит фантазия вашего ребёнка, тем лучше.
Когда ваш ребёнок освоит азбуку и научится более менее сносно читать (Родители, не поленитесь быть и первыми учителями вашему ребёнку. В школе, если вы дома обучили его основам различных наук, ему будет гораздо легче), то можно будет читать с ним по ролям. Кроме непосредственного интереса к чтению это будет развивать в нём и актёрское мастерство. Кто знает, может, вы помогаете таким образом развиться будущему народному артисту?
Немаловажным является и переход ребёнка к самостоятельному чтению. Обычно это происходит в 7-8 лет, возможно чуть позже. Но что делать, если вашему малышу не хочется читать самому даже отдельные отрывочки, не говоря уже о переходе к самостоятельному чтению? Это и не удивительно — слушать всегда легче. Насильно заставлять читать самостоятельно, как вы уже догадываетесь, нельзя. Есть ряд хитростей, заставляющих ваше чадо взять книгу в свои ручонки. Например, дочитав до самого интересного момента, «вспомните» о каком-то срочном деле и уйдите на какое-то время из комнаты, оставив неподалёку от ребёнка раскрытую книгу и указав, где вы остановили своё чтение. Естественно, ребёнку будет жутко интересно, что же приключилось с героями дальше, поэтому велика вероятность, что он прочитает сам то, что его заинтересует. Придя обратно, посмотрите на книгу. Если она раскрыта на какой-нибудь другой странице, то можете про себя порадоваться за своего ребёнка.
И вот ваш ребёнок начал читать самостоятельно, причём с явным удовольствием. Поздравляем, основная работа в этом направлении сделана! Впрочем, совсем расслабляться рано. Нужно поддерживать его огонёк интереса к чтению. Конечно же, к тому времени следует отойти от сказок и перейти на детскую литературу. Попробуйте различные жанры, ваш ребёнок обязательно найдёт что-то своё. Запишите его в библиотеку: сама библиотечная обстановка и атмосфера произведут на вашего ребёнка положительное впечатление. Предоставьте ему свободу выбора своей книги, изредка предлагая обратить своё внимание на какую-нибудь книгу, которая, по вашему мнению, ему должна понравиться. Если ребёнок сам спросит у вас совета, то, конечно же, не отказывайте в нём. И тем не менее, предоставляя свободу, поглядывайте одним глазком, что читает ваш ребёнок. А то он может ухватить с полки вашей домашней библиотеки книгу, содержащую, например, много насилия. Такие книги, кстати говоря, вообще желательно ставить на самые верхние полки вашей библиотеки или вообще убрать в другое место, для ребёнка недоступное. Сделайте перестановку на ваших книжных полках ради блага вашего же ребёнка.
Конечно же, это были только самые общие выкладки. Ухватить все аспекты в одной статье достаточно сложно. Поэтому, если возникают трудности с приобщением ребёнка к печатному слову, то вы всегда можете спросить совета у знающих людей, например у библиотекарей. И не забывайте, что воспитание в ребёнке книголюба — вещь серьёзная и ответственная, как, впрочем, и воспитание вообще.
Написал Дмитриев Владислав