Художнику под силу нарисовать невероятную по своей красоте картину, используя при этом широкую палитру красок, а писатель при помощи одной лишь черной краски на белом листе бумаги силой мысли своей способен отразить как чудеса реального мира, так и ознакомить нас со своими фантазиями. Творчество американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери будоражит умы тысячи людей уже на протяжении нескольких десятков лет. Одно из самых известных его произведений – «451 градус по Фаренгейту», можно по праву назвать пророческим.
Роман был впервые издан в 1953 году, более полувека назад. Рожденный в стенах библиотеки, именно там Брэдбери кропотливо работал над ним, он рассказывает о тяжкой участи, выпавшей на долю книг. Действие происходит в далеком будущем, в стране с тоталитарным режимом, но в экономическом плане благополучной. Люди, живущие там, давно перестали быть людьми, погнавшись исключительно за материальными ценностями. Чтение книг в строжайшем запрете, а пожарные уже давно не тушат пожары, они занимаются сожжением книг. Но есть и надежда в этом темном царстве, еще остались люди, стремящиеся к знаниям, к литературе и искусству. Их мало, но они борются, ломая свои судьбы во имя книг.
Мрачная атмосфера выдуманного Брэдбери мира, к большому сожалению, перетекает в реальность XXI века. Прочитав «451 градус по Фаренгейту» Вы наверняка поразитесь, как точно описан быт жителей современных мегаполисов, учитывая тот факт, что произведение было написано 50 лет назад. Грустно сознавать, что как и в романе, на улицах наших городов вырастают громадные яркие плакаты, они же служат слабым украшением и без того неприглядных высоток. И огромные телевизоры, заменяющие многим реальную жизнь и реальных людей, также присутствуют в мире Брэдбери. В метро мы наблюдаем безразличные лица людей, отгородившихся музыкой из наушников, это тоже было предсказано в романе, только названо иначе – ракушками. Нельзя ни сказать о различных шоу, транслирующихся ежедневно по огромным экранам домашних кинотеатров жителей футуристического мира. Родная семья заменяется на «семью» на экране телевизора, а технические новшества даже позволяют вести беседы с «родственниками». Женщины больше не хотят становиться матерями, да и на мужей им глубоко наплевать. «А где же связь с книгами?» – подумаете Вы.
Книги по сути своей простая пачка бумаги, но с одним лишь «но». Записанное на листах повествует о прошлом, настоящем и будущем. Книги заставляют людей думать. Книги заставляют людей страдать, плакать, переживать. Но в первую очередь книги рассказывают о нас, о наших недостатках, о наших мечтах. Именно поэтому в тоталитарном государстве они стали запрещены, дабы сделать из людей послушных животных, которые не будут страдать, не будут осознавать, что поступили где-то плохо или же хорошо. Мир без книг, без искусства аналогичен миру без боли, без печали и, конечно же, без радости.
Прочтение «451 градус по Фаренгейту» в силах опечалить, в силах привести к осознанию того, что мы что-то делаем не так, где-то постоянно оступаемся, а значит, что-то надо исправлять в себе, в своей жизни. И в этом заслуга Рея Брэдбери.
Написал Elring
Согласна, что книги — это очень важно для развития человека. Но вот Рея Брэдбери читать не приходилось… к своему стыду. Обязательно прочту.
Рэй Бредбери — как много значит для меня это имя. Вспоминается юность наполненная впечатлениями и размышлениями после прочтения книг фантаста. Может быть даже какое то содрогание от антиутопическог о общества — современного, но доведенного до абсурда в «451 по Фаренгейту». Или лёгкую грусть о уходящем детстве описанном в автобиографичес ком «Вино из одуванчиков». А сопереживание отважным людям осваивающим Марс в самых ранних произведениях Бредбери? Их эмоции, чувства, стремления и утраты, надежды и сожаления, после прочтения сборника «Марсианские хроники» дают понять как непросто всё в этом мире, но всё же он стоит того, что бы в нём жить.