Миллер. Не Великий Генри

Henry_Miller_1940И снова следует вспомнить стандартные фразы, которые нам всегда готовы поведать скучные (порой это переходит в закономерность) учителя литературы: «Великие люди всегда опережали своё время, но оставались непонятыми, их запрещали, но они боролись…». А поняли ли сегодня тех самых великих, и, что, вообще, за дерзкий пафос?
Я не могу назвать Генри Миллера великим. Да, и слово «великий» уже даже вызывает тошноту, иногда даже совсем не Сартровскую, а вполне реальную. Великие – это некий канон что ли: написать кучу книг, похожих одна на другую, достойных для изучения в школе, непригодных для чтения, но «за жисть» и страдания простого народа, ну, или там «Богатые тоже плачут». Но я отошла от темы: Генри Миллер не великий, он – Генри Миллер, и тут никаких канонов и никаких классификаций.
Опять же нет смысла переписывать учебники или заниматься копирайтом. Вы же, слава Богу, коли сюда зашли – пользоваться инернетом умеете и, если не слишком уж «нудно» будет, то просмотрите, кто же такой этот Миллер. Я же немного субъективно оценю его «Тропик Рака», но перед этим некий TOP из его биографии.
Генри не вписывается в разряды тех, кто был сверхумен, из бедного семейства и сам «вывел себя в люди». Родился в Нью-Йорке в семье немецких эмигрантов, потом жил с в Бруклине и в деньгах особо не нуждался. Успешно провалился при поступлении в университет и посему немного изучал искусство в Нью-йоркском колледже.
Тётки всегда были благосклонны к этому судьбы дарованью. И уже в Нью-Йорке он начал жить с дамочкой, которая была на 15 лет него старше, и от которой сбежал в Калифорнию – выращивать цитрусы.
Философию идеализма там, в Калифорнии ему открыла на своих лекциях… Эмма Гольдман. Ух, напрягите же себя введением этого имени в поисковую систему… Женщина-гигант. Но я не о ней. Всё там же Миллер мечтает стать пианистом, но философия и литература уже успели паразитировать его мозг.
Чего только не делают люди, чтобы в армию не ходить. Миллер, например, — женился.
Но эта афёра закончилась лишь рождением дочери и знакомством с Джун Эдит Смит. Она то и перевернула его жизнь. Эта барышня настояла на, том дабы Дядька Миллер занимался лишь литературой, а сама регулярно проводила с ним интеллектуальные беседы. Говорили о многом. Но как всегда темы были спровоцированы актуальностью неких движений, гомосексуализм тогда входил в моду. Говорили также о психоанализе и искусстве. Джун не только говорила о свободной любви, но и действовала, вскоре завела себе «подружку», которая стала жить с ними и нервировать Миллера, ибо был он консервативен на деле. Как это, кто-то спит с его любовницей? Посему Дамочки собрали вещички и мотнулись искать счастье в далёкие края. Миллер занимался живописью, которой, кстати, его обучила, любовная наставница Джун. Но не долго, ибо очень скоро блудная «гражданская жена» вернулась и попросилась взять её обратно. И завела себе богатого любовника, против которого Миллер почему-то не имел ничего против, и этот самый толстокошельковый мущинка спонсировал книги Генри, которые мудрая женщина выдавала за свои. «Молох» — опубликовали и продали, а на эти деньги решили покататься. Что собственно и сделали. Потом умная госпожа отправила своего милого писателя набираться вдохновения в Париж, где поначалу он расхаживал дорогими отелями, а позже почти бомжевал. Свой «Тропик рака» он писал на вилле знакомого, Джун приезжала, но мало, деньги то и у неё закончились. И тут он знакомиться с Ананис Нин, которая была противоположностью вульгарной Джун (биографию этой 4-й тётки в жизни Миллера тоже почитать интересно). Эта была духовно чиста и имела влечение к духовному эксгибиционизму, что очень притягивала г-на писателя. Эта тоже любила психоанализ и даже когда-то ему училась, и ставила опыты на Генри. Заставила его вести дневник детских воспоминаний и анализировать всё-всё-всё. Повезло Миллеру — эта его последняя дива имела неплохое состояние, что спасло его от мыслей о роботе, посему он мило себе продолжал творить.
Джун была очень расстроена таким поворотом дел, говорят – это была любовь, но так случилось. «Топик Рака» таки окончил, Анис написала предисловие и в 1934 его в конце-концов опубликовали. Так и закрутилось. Далее привожу его литературный кошелёк:

1922 “Обрезанные крылья”
1925 сборник стихов в прозе “Меццотинто” (с этим сборником он ходил по квартирам и пытался продать)
1934 “Тропик Рака”
1936“Черная весна”
1939 “Тропик Козерога”
1940 “Тихие дни в Клиши”
1945 “Сексус”
1949“Плексус”
1947 поэма “Улыбка у подножия лестницы” (позднее была поставлена опера по
этому произведению)
1951 “Книги моей жизни”
1953 “Биг-Сер и апельсины Иеронима Босха”
1955 “Воссоединение”
1959“Нексус”
1971“Жизнь и время Генри Миллера”- книга, которая была программным произведением-итогом.
Умер в1980 году.
У него даже некогда состоялась довольно успешная выставка акварели в Нью-Йорке. Но всё-таки известен он, как писатель. Может картины для того времени были не такими скандальными?
Скажу ещё, то на основе его произведений было снято несколько фильмов, и о Миллеровской жизни тоже снимали. Да я не об этом.
Теперь хотелось бы несколько слов сказать о книге Генри «Тропик Рака». Почему о ней? Да потому, что она первая из трилогии и первая, которая принесла ему известность.
Никаких особо скандальных подробностей для современного человека она не имеет, но этот привкус блевотины на протяжении всех страниц таки присутствует. В этом он схож с Сартром, только у последнего совсем нет эротичности, хотя и Миллеровские «пикантности» тяжело назвать эротичными, скорее это не эротика, не эстетика сношения, а антиэстетика во всей своей натуралистической красе. В общем, Париж в его подворотнях с запахом испражнений, грязные проститутки, раздумья на унитазе – это Миллер, которого изнутри кушает рак раком. Много автобиографичности, он описывает реальных людей, но с нереальными именами, но читать таки стоит. Рекомендую.
С не Великим, но Миллером спиритический сеанс проводила Оксана Лихожон.

 

Написала Лихожон Оксана

Добавить комментарий