Традиционное искусство Чёрной Африки не только до сих пор живо, в последнее время оно стало очень популярным и модным. Очень актуальны африканские темы в дизайне интерьеров комнат, офисов, кафе, магазинов. Элементы одежды, аксессуары, бижутерия с африканскими мотивами также востребована.
А ведь до начала ХХ века африканское декоративно-прикладное искусство оставалось известным только этнографам и жителям африканского континента. В начале двадцатого века французские художники-кубисты заново открывают африканское искусство и всему миру возвещают о его силе и выразительности. Наиболее развито искусство Чёрного континента в области скульптуры, менее – в области архитектуры и живописи.
В странах Африки с декоративно-прикладным искусством сталкиваешься повсюду, так как украшено буквально всё вокруг: одежда, обувь, бытовые предметы, оружие, жилища и другие помещения.
Существенный минус для исследователей этого вида искусства – его недолговечность. Африканская деревянная скульптура очень плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. По этой причине до нашего времени дожило не так много образцов не только древних мастеров скульптуры, но и даже работ, выполненных до конца ХИХ века. Тем более, до недавнего времени спрос на африканскую скульптуру был невелик, и интересовалось ей лишь небольшое количество любителей-коллекционеров и учёных.
Таким образом, история африканского изобразительного искусства почти неизвестна, а география очень приблизительна. Не всегда можно понять, какое значение придают своим скульптурам сами жители Африки, потому что в разных странах вкладывается совершенно разный смысл в творения скульпторов и художников. Маски-фанг в Габоне (Западная Африка) надевают до сих пор во время ритуальных танцев, которыми принято встречать пришельцев из других земель. Маски батеке в Конго сопровождают крупные общественные события. Некоторые небольшие статуэтки связаны с похоронными ритуалами (например, ковчеги «кота» в Габоне; другие – с магическими ритуалами и предсказаниями жрецов (статуэтки «мумуй» в Нигерии).
Техники, используемые африканскими скульпторами и художниками, так же как и назначение их работ, разнообразны. Некоторые маски, созданные для ритуальных танцев, после завершения обряда подлежат уничтожению – их выбрасывают, ломают или сжигают, подобно тому, как смывается раскраска танцовщиков. Такого рода вещи не всегда можно назвать высокохудожественными произведениями искусства. Это «вещь на раз». Другие изделия требуют высокого мастерства, их изготовление доверяют лишь уважаемым профессионалам. Деревянная скульптура не даёт права на ошибку, ведь срезанное назад не приклеишь. Иногда скульптор применяет несколько техник, каждая из которых определяется выбором материала: дерево, глина, металл. Маски батеке вырезаются из дерева и покрываются цветной глиной. Фигуры-стражники на ковчегах «кота», тоже выполненные из дерева, покрываются латунными пластинками и медными маленькими чешуйками.
Характерная особенность искусства всех народов Африки независимо от их места расположения на континенте – строгое соблюдение канонов: каждый скульптор принадлежит своему племени, и поэтому он обязан очень точно воспроизводить все черты и детали статуй и масок, разработанные и канонизированные поколениями предков. Допускается лишь очень небольшое количество добавлений «от себя» или изменений. То есть, африканский художник – это прежде всего ремесленник и практик. Искусство Африки анонимно: работы нет надобности подписывать, по той причине, что они похожи одна на другую как две капли воды (если это предметы одного назначения).
Современные прагматичные мастера скульптуры, конечно, воспользовались спросом подобных работ у туристов: изготовление масок, украшений, скульптур поставлено на поток. Но ни один мастер настоящих ритуальных изделий не осквернится работой для белых пришельцев! Для этого есть ремесленники от искусства. Хотя можно поспорить, что выглядит декоративнее и художественнее: подлинная ритуальная маска или изготовленная для украшения европейского интерьера с африканским уклоном!
Написала Бочарникова Юлия
Мне кажется что что приметы сбываются часто, но наукой не доказано.