В истории русской поэзии Серебряного века Марина Цветаева занимает очень важное и своеобразное место. Поэтическая личность ее формировалась в абсолютно уникальной атмосфере, насыщенной художественными новаторскими исканиями, присущими поэзии того времени. Цветаева и ее современники — Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Маяковский смогли значительно расширить границы поэтической речи, наделив ее эмоциональной напряженностью, и категоричной, а так же императивной интонацией. Стихи Цветаевой очень лиричны и в тоже время отличаются сжатостью мысли и специфичностью. По своему поэтическому слогу, Цветаева кажется ни на кого не похожей, однако она была последователем романтической литературной традиции, сложившейся в русской поэзии до нее. Она же стала завершающим звеном, можно сказать «последним романтиком» в литературе Серебряного века. Динамичные метафоры ее стихов разворачиваются, словно туго сжатые пружины и способны достать до самых глубин человеческого сознания.
Стихи Марины Цветаевой очень биографичны и исповедальны. Она всегда придавала огромное смысловое значение биографическим деталям, в которых есть надлом и порубежность, наделяла свои стихи символами своей судьбы, одним из которых можно считать рябину, плодоносившую, во время рождения поэтессы, и очень часто упоминающуюся в ее стихах. Обстоятельства жизни Цветаевой оставляли глубокие отпечатки на многих ее произведениях. Отсюда эта романтическая отверженность и горечь, характерные для ее стихов. Поэзии Цветаевой абсолютно чужда камерность — она широко распахнута всему миру, между открытой душой поэтессы и ее стихами, как будто не существует обычного литературного расстояния, благодаря чему они обладают такой внушительной эмоциональной силой.
Цветаева не писала стихов на политическую тему, зачастую используемую в творчестве другими поэтами того времени. Свои стихи она складывала, говоря ее же словами, « под нечленораздельную диктовку мирового ветра», полагаясь на свою интуицию, а не на политические лозунги времени.
Своеобразная резкая, дисгармоничная и порывистая музыкальность стихотворений Марины Цветаевой, делает их не всегда легкими для восприятия, и требует не только эмоционального, душевного, интеллектуального напряжения, но и физического.
Талант Цветаевой развивался необыкновенно быстро, с неостанавливающейся энергией, раздвигая пределы и разыскивая новые точки соприкосновения любви и взаимопонимания в широких пространствах этого мира. В начале своего поэтического пути Цветаева написала стихотворение, которое стало для нее пророческим:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Не выдержав мытарств, бедности и политических преследований Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Но черед ее стихов все-таки настал. Достигнув одной из вершин в русской классической поэзии, она оставила после себя великое поэтическое наследие.
Написала MARTyna