Маг. Демон. Такое воплощение в символистском литературном движении считал для себя приемлемым сам Валерий Брюсов. Демиург, творец и вдохновитель целого литературного направления – так называли его современники, и поклонники более позднего времени. Мастер поэтического слова, певец, сильного характера человека, знаток мировой культуры, мифологии и истории – так пишут биографы Брюсова. Безусловный лидер по натуре, обладатель широчайшей эрудиции и математического, аналитического склада ума, способностью подчинять себе обстоятельства. Все эти качества были востребованы и реализованы не только в Брюсове-поэте, но и в Брюсове-основоположнике символизма в России.
Ещё в гимназии Брюсов увлёкся французскими поэтами-символистами. Его привлекла возможность «постижения мира иными, не рассудочными путями», как определит Брюсов основной принцип символизма позже, уже будучи его признанным мэтром. Основателем русского символизма как литературного направления Брюсов стал, руководствуясь трезвым расчётом: «…Вождём буду Я! Да, Я!» — пишет он в дневнике. Здесь в полной мере он раскрыл себя как талантливый организатор. В чём нуждается едва-едва зарождающееся течение в среде поэтов-модернистов? В пиаре, конечно, как сказали бы сейчас. И Брюсов «пиарит» символизм с потрясающей изобретательностью. Именно этим объясняется откровенно эпатирующий и даже скандальный характер первых стихотворений Брюсова-символиста: нужна была громкая реклама, шум, яростные споры (пример – моностих, т.е. стихотворение, состоящее из одной-единственной строчки — «О, закрой свои бледные ноги!»). Брюсов проделывает огромную работу по сплочению, объединению разрозненных одиночек и группировок, организации символистского журнала. А как бы вы имитировали существование несуществующего литературного направления, если срочно нужен сборник стихов для демонстрации сил символистов, а поэтов слишком мало? Брюсов публикует свои стихотворения под разными именами, чтобы создать впечатление многочисленности рядов символистов. Мистификация удалась! О символизме в России заговорили. Первые шаги оказались весьма заметными благодаря стараниям его лидера.
Яркий поэтический дар позволил Валерию Брюсову не только с блеском провести читателя (это всего один из второстепенных эпизодов его жизни), но и вполне заслуженно стать кумиром современников и потомков. Он намного превосходит своих соратников-символистов по многогранности интересов. В современной ему действительности поэт выявляет достойное и высокое и утверждает его как основу человеческой сущности. Его стихи музыкальны, но эта музыкальность – не самоцель, как в некоторых стихах Бальмонта. Брюсова больше привлекает «живопись словом», его называют певцом бронзы и мрамора. Стихи Валерия Брюсова – это выверенное, чеканное, мерное продвижение по ступеням строк. Его современник, поэт М. Волошин охарактеризовал ритмику стихотворений Брюсова очень выразительно и точно: «Ритм брюсовского стиха – это … алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова».
Несколько самоуверенные и амбициозные титулы, которыми пожаловал сам себя Брюсов на заре символизма, полностью оправдались: уже больше века его имя интересно людям самых разных интересов и возрастов.
Написала Бочарникова Юлия
Статья очень занимательная. Даже кое-что новое для себя открыла. Мне понравилось.