ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А. С. ПУШКИНА является одним из самых значительных художественных собраний зарубежного искусства в России, который уступает только лишь находящемуся в Санкт — Петербурге Эрмитажу. Обширнейшие и разнообразные коллекции музея насчитывают на сегодняшний день более полумиллиона экспонатов, представляющих собой памятники мирового искусства, как древности, так и наших дней.
Значительную часть собрания составляет картинная галерея, имеющая мировую известность, главными украшениями которой являются картины таких известных мастеров живописи, как Боттичелли, Рембрандт, Рубенс, Моне, Матисс, Сезанн, Пикассо, Ренуар, а так же шедевры многих других великих европейских живописцев XV-XX века. Кроме живописи, музей хранит в себе памятники культуры древних народов, предметы прикладного искусства, мумии, саркофаги, античные амфоры, византийские иконы и другие произведения, составляющие золотой фонд мирового культурного наследия.
Хочется подробнее рассказать именно о собрании живописи, хранящейся в знаменитом музее.
Основателем Музея изящных искусств (первое название), был заведующий кафедрой истории искусства Московского университета профессор И.В. Цветаев, который и сам принимал непосредственное участие в формировании коллекций нового музея. Основу его составили слепки со знаменитых памятников скульптуры древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, сделанные по заказу Цветаева в самых крупных музеях мира с самых известных оригиналов.
Значительную роль в формировании коллекции живописи сыграл послереволюционный период, в который властями было принято решение о реорганизации Музея изящных искусств и наполнении его коллекций подлинными произведениями, в первую очередь картинами. Новый музей создавался беспрецедентным в истории формирования музеев способом — путем отбора произведений из уже существующих государственных музеев и частных собраний, т.е. перераспределением художественного достояния страны. В период с 1924 по 1930 год в музее сложилось значительное собрание подлинников самого высокого класса, взятых из Румянцевского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа. В последствии коллекции формировались посредством кропотливого выискивания экспонатов в частных коллекциях и антикварных лавках, а так же — закупки с выставок и взаимных обменов с другими музеями.
Собрание картинной галереи начинается с группы византийских икон, в которую входят несколько очень редких и соответственно ценных произведений, таких как «Двенадцать апостолов», «Успение Богоматери», «Благовещение»- работы мастеров Константинопольской школы живописи.
Очень яркая, но сравнительно небольшая коллекция произведений итальянских художников, представляет в галерее ранний этап развития западноевропейской живописи и включает в себя икону неизвестного пизанского мастера «Мадонна с младенцем на троне» и большой алтарный образ мастера флорентийской школы живописи.
К особенно ярким экспонатам, характеризующим эпоху раннего возрождения в Италии в коллекции музея относятся такие иконы как «Мадонна с младенцем, Христос и святые» мастера Франческо де Антонио де Анкона и «Усекновение Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро, «Благовещение» Сандро Боттичелли.
Музей обладает сравнительно большой коллекцией картин итальянских художников, продолжающих традиции мастеров Высокого Возрождения, последователей Леонардо да Винчи.
В музее находится обширная коллекция картин венецианских художников и мастеров Северной Италии , к которым относится и такое направление, как венецианские пейзажи, основными представителями которого были такие мастера как Бернардо Беллотто и Франческо Гварди, принадлежавшие к лучшим пейзажистам той эпохи. Значительное место в галерее занимают произведения нидерландских художников XV-XVI веков – это Ян Мостарт и Херри мет де Блесс, отражающие в своих картинах эпизоды из евангельских сказаний.
Коллекция немецкой живописи XV-XVI веков представлена рядом прекрасных произведений, отражающих национальные особенности искусства этой страны.
Одним из самых крупных разделов картинной галереи является живопись XVII столетия, включающая произведения мастеров Голландии, Франции, Италии, Испании. Эту часть коллекции достойно венчают имена таких мастеров, как Рубенс, Иорданс, Строцци, Рембрандт, Лоррен и других, не менее выдающихся живописцев.
Особой гордостью музея считаются шесть картин Рембрандта, к которым относятся «Портрет старушки», «Портрет пожилой женщины», «Изгнание торгующих из храма».
В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, как и в любом собрании представлены памятники культуры различных времен и народов, составляющие то единство, которое и определяет сегодняшнее лицо музея. Его коллекции с разной степенью полноты дают глубокое и в целом подробное и разностороннее представление о развитии мирового искусства, об основных художественных эпохах, своеобразии и богатстве течений, представленных в различных национальных школах, а так же крупных творческих индивидуальностях.
К сожалению, нет возможности в одной статье полноценно описать все великолепие хранящихся в этом музее шедевров, собрание которых складывалось на протяжении восьмидесяти лет, но достаточно и того, что, поверхностно ознакомившись, возможно у кого-то возникнет желание, попав в Белокаменную, посетить этот музей, в котором находятся крупнейшее собрание мирового искусства с древнейших времен до XX века.
Написала MARTyna