Феодосия – древний город на юго-восточном побережье Крыма, славен не только своей историей, насчитывающей более 2500 лет. Феодосия- родина великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, жившего и творившего в 19 столетии. Интерес к его работам не ослабевает и в наше время. Потомки по достоинству оценили труд мастера — две его картины «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» ушли с молотка на аукционе Sotheby´s за $2,4 млн.
Творчество Айвазовского было необычайно плодотворно: за шесть десятилетий он создал около шести тысяч произведений. Если взяться за расчеты, выйдет что в среднем он писал по сотне картин в год. Не правда ли, впечатляет?
Превосходные полотна его кисти находятся в собрании Феодосийской картинной галереи, которая тоже является детищем Ивана Константиновича. 29 июля 1880г в день рождения Айвазовского, она распахнула двери для первых посетителей.
Здание выставочного зала, построенное по проекту художника, составило единый архитектурный ансамбль с его домом, возведенным ранее, к началу 1850-хгг. Дом, устроенный по образу и подобию итальянских загородных вилл, располагался за чертой города, на самом берегу моря. Сейчас он находится в непосредственной близости от набережной, излюбленного места прогулок феодосийцев и курортников. Особняк Айвазовского, богато декорированный мраморной и керамической скульптурой, по праву считается архитектурной жемчужиной города.
Еще при жизни художника, картинная галерея стала культурным центром Феодосии. Ее знали далеко за пределами Крыма. На специально построенной сцене, выступали многие музыканты, среди них знаменитый пианист А. Рубинштейн, актеры Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга. Эти традиции не угасли и в наши дни.
Айвазовский выставлял в галерее полотна, которые затем отправлялись на выставки в города России и заграницу. Многие картины продавались и более не возвращались в Феодосию, но, благодаря титанической работе живописца, всего за несколько месяцев выставочный зал наполнялся новыми произведениями.
Летом и осенью, когда в Феодосию заходили пассажирские пароходы, недостатка в желающих приобщиться к творчеству прославленного художника не было. Публику привлекала возможность общения с мастером, который, по свидетельствам современников, часто спускался из мастерской, беседовал с посетителями, а иногда и работал прилюдно. Вот одно из воспоминаний: «В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся присутствием гостей, усиленно приглашал нас в свою мастерскую. Не отрываясь от мольберта, он шутил и работал, работал неустанно».
Айвазовский завещал свою галерею городу, в жизни и развитии которого он всегда принимал самое живое участие : «…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…»
После смерти художника в 1900г, галерея пришла в некоторое запустение, найти замену Айвазовскому оказалось не просто.
В годы первой мировой войны, под угрозой бомбардировок с моря, экспозиция была переправлена в Симферополь и возвращена обратно только после национализации советской властью в начале 20-хгг.
Тогда же галерея обрела достойного директора в лице Н.С. Барсамова, человека огромного таланта, художника, педагога и автора исследования о жизни и творчестве Айвазовского. Он пересмотрел саму концепцию галереи, решившись сделать ее собранием морских пейзажей различных авторов. Благодаря ему, галерея стала обладательницей несколько марин западно-европейских мастеров 17-19вв из Государственного собрания Эрмитажа, картин художников «киммерийской школы» К. Богаевского, М. Волошина, ученика Айвазовского А. Феслера и многих других. В собрании феодосийской галереи находятся изображающие море полотна таких именитых художников как А. Куинджи, В. Суриков, Н. Дубовский.
Разумеется, творчество самого Айвазовского занимает в экспозиции выставочного зала самое значительное место. В 1923г его внук, художник М. Латри передал в дар галерее более 500 произведений своего деда, которые присоединились к 49 полотнам, завещанным непревзойденным маринистом Феодосии и составившим основу собрания. Работы М. Латри и второго внука Айвазовского А. Газена так же представлены в экспозиции галереи.
В начале Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Краснодар, а оттуда в Ереван, где оставалась до самой победы. Зрители появились в отреставрированных залах галереи лишь в мае 1946г.
В настоящее время, часть экспозиции, помимо дома Айвазовского, располагается в особняке его сестры. Став посетителем Феодосийской картинной галереи вы получите возможность приобщится к уникальному собранию произведений живописи и графики, архивных документов, мемориальных вещей (всего более 11 тысяч экспонатов).
В коллекции произведений Айвазовского представлены работы всех периодов его творческого пути, начиная со времени обучения в Петербургской академии художеств: ранние работы, в которых проявилось мастерство молодого художника: «Берег моря ночью»(1837) , «Ялта»(1838), «Старая Феодосия»(1839); полотна, навеянные впечатлениями от путешествий «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Кораблекрушение»(1843), «Ниагарский водопад»(1893), «Туманное утро в Италии»(1864), «Буря на Ледовитом океане»(1864) и др.
Особое место в творчестве И.К. Айвазовского и собрании галереи занимают картины, изображающие природу Крыма: «Георгиевский монастырь» (1846), «Море» (1853), «Восход солнца» (1878) и «Прибой у крымских берегов» (1892), картина, которая по праву считается одним из лучших произведений художника.
Феодосия, родной город, на протяжении многих лет оставался его музой. Айвазовский зафиксировал события его жизни и истории, создав полотна «Первый поезд в Феодосии» (1892) и «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883). Картина «Восход луны в Феодосии» (1853), созданная в последнее двадцатилетие жизни Айвазовского, отмечена зрелым мастерством и глубиной содержания.
Подлинная жемчужина собрания галереи, одно из самых совершенных, по мнению искусствоведов, творений художника — «Среди волн»(1898). Как большинство полотен, картина написана методом импровизации. Великолепно передана необузданная красота разбушевавшейся стихии, совершенная пластика волн.
Кисти И.К. Айвазовского принадлежит немало картин, запечатлевших победы русского военно-морского флота. Среди них «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой»(1848), «Осада Севастополя» (1859), «Малахов курган»(1893) и другие. За создание серии батальных полотен художнику было присвоено почетное звание живописца Главного морского штаба.
В коллекцию вошли автопортреты 1892-1898гг, картины на исторические, библейские и мифологические сюжеты: «Наполеон на острове св. Елены» (1897), «Хождение по водам» (1873), «Путешествие Посейдона по морю» (1894).
Полотна, на которых запечатлена природа Украины, являют собой яркую страницу в творчестве художника: «Камыши на Днепре» (1857) и «Обоз чумаков» (1862), «Во время жатвы на Украине» (1883). Художник, передает тончайшие цветовые нюансы, воспевает своеобразную красоту украинской степи.
Помимо живописных полотен, собрание галереи содержит свыше 270 графических работ великого живописца.
Полотна учеников и последователей Айвазовского, представленных в собрании галереи, составляют целую эпоху в развитии русской маринистической живописи. В работах одного из лучших учеников художника, А. Фесслера ощутимы черты, роднящие его произведения с творчеством прославленного мариниста: «Феодосия» (1866), «Ялта» (1868), «Симеиз. Морской берег» (1884).
Под влиянием Айвазовского творили Л. Лагорио, А. Боголюбов, Э. Магдесян, работы которых так же выставлены в собрании галереи. Особое место в этом разделе отведено работам внуков художника М. Латри и А. Ганзена.
Галерея содержит интересное собрание картин художника К. Богаевского, для которого Феодосия тоже была родным городом. Великолепное знание истории города и особенностей архитектуры, помогло Богаевскому создать такое полотно как «Средневековый город» (1926). Величественны и монументальны его картины «Тавроскифия» (1937), «Бухта Планерская» (1930-е гг), «Горный пейзаж» (1940-е гг). В собрании находится ряд графических работ художника.
Произведения художников «киммерийской школы», к которым принадлежал К. Богаевский, предают феодосийской картинной галерее особую неповторимость. Картины поэта и художника М. Волошина «Голубой залив» (1912), «Синий залив» (1913), «Медный бубен ночи» (1925), «Холмы из мрамора и стекла» (1929) будто сотканы из четкости теней и плавности линий. Поэзия и живопись для Волошина неразделимы.
Советское искусство в экспозиции галереи представлено произведениями таких живописцев, как В. Мешков «Шторм на Белом море» , В. Крайнев «Бухта в тихий день» , И. Титов «Скала Парус», В. Пузырьков «Тишина» и др.
В 2001г. указом президента Украины Феодосийская картинная галерея получила статус Национальной.
Написала Сальникова Анна