Порой, читая произведения русской классической литературы, мы сталкиваемся с определенными трудностями в понимании значения некоторых слов. Вот, например, спешит Евгений Онегин к своему умирающему дяде, «летя в пыли на почтовых». Что означает это выражение? Что это за неведомое слово «почтовые»? Погружаясь в произведения русских классиков, мы незаметно переносимся в ту эпоху, когда и общественное устройство, и быт, да и сами люди были отличными по сравнению с нашим временем. Затруднения вызывают не только особенности описываемой эпохи, но и сами отдельные понятия и слова, которые в нынешнем обиходе уже не используются.
Например, возьмем сферу ресторанного бизнеса, как бы мы выразились сейчас, и посмотрим на примерах из русских классических произведений, какие заведения общественного питания были распространены в XIX веке.
В то время достаточно распространенным заведением такого рода были трактиры (от лат. «тракто» — «угощаю»). Герои русской классической литературы часто встречались в трактирах; это было местом не только для утоления голода и жажды, но и местом для дружеских, задушевных бесед. Вспомним долгие беседы в трактирах героев Достоевского (например, Ивана и Алеши Карамазовых), в трактире встречаются Чичиков и Ноздрев из «Мертвых душ» Гоголя.
В старину трактиры нередко объединяли в себе относительно недорогие ресторан и гостиницу. В трактире останавливается Хлестаков из гоголевской комедии «Ревизор». Посетителей трактиров обслуживали трактирные слуги, или половые.
В трактирах можно было почитать свежие газеты, а в богатых трактирах – поиграть в бильярд, послушать пение арфисток. В комедии Островского «Сердце не камень» купец везет свою молодую жену слушать пение арфисток.
Были и харчевни – трактиры низшего разряда. К убогим трактирам относились и кабаки – так в просторечии назывались заведения, где продавались спиртные напитки. В 1746 году слово «кабак» правительственным указом было заменено выражением «питейный дом» ввиду увеличившегося пьянства. Народ нередко называл питейный дом «Иван Елкин», так как на вывесках такого рода заведений была изображена елка и царский герб с двуглавым орлом.
Трактиры, располагавшиеся на больших дорогах, назывались постоялыми дворами. Здесь можно было переночевать, покормить лошадей, отдохнуть. Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина выводит заблудившихся героев к постоялому двору. На таком дворе происходит действие комедии Островского «На бойком месте».
Питейные дома на юге и западе России именовались корчмами и шинками, а содержали их соответственно корчмари и шинкари. Герой Гоголя Рудый Панько из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» держал свой шинок.
В трактиреПогребки часто встречаются в произведениях Островского. Они располагались в полуподвальных помещениях, там торговали вином, которое распивалось тут же на месте. Существовали и ренсковые погреба, где отпускали рейнские вина. Герои Достоевского Раскольников и Мармеладов («Преступление и наказание») встречаются в распивочной, само название которой говорит за себя. Словами Салтыкова-Щедрина воскликнув («Полпиво – кто ныне помнит об этом прекрасном, легком напитке?»), следует упомянуть о полпивных. Это заведение, где продавался легкий напиток, напоминающий пиво.
Пора поговорить и о заведениях, где не только распивали напитки разной крепости, но и собственно принимали трапезу. По литературе XIX века можно наблюдать такие реалии «ресторанного бизнеса», как кухмистерские, бисквитные лавки, кофейни. Кухмистерские представляли собой столовые, где отпускали обеды на дом, спиртных напитков здесь не подавали. Бисквитные лавки – это нынешние кондитерские (в то время оба эти слова были синонимами). Как французское нововведение бранит их Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума». В старину кофе называли «кофий» («кофей»), отсюда и слово «кофейня». Затем кофейни со временем превратились в кафе.
В ресторанах, или ресторациях (из франц. «подкрепляться, восстанавливать силы», это название исчезло в начале ХХ века) в основном подавали западноевропейские блюда; посетителей обслуживали официанты, одетые во фраки. Рестораны в отличие от трактиров, которые в основном посещали мужчины, были более цивилизованным местом, и поэтому сюда часто приходили в обществе дам и даже целыми семьями. В «Княжне Мери» Лермонтова в пятигорской ресторации устраивались балы.
Вот так вот менялись слова, значения этих слов, понятия, образы… Но великая русская литература остается кладезем знаний о быте наших предков.
Написала Оюн Юлия