Иероним Босх – нидерландский художник, писавший свои шедевры в Северной Фландрии в эпоху Возрождения. Из-за отсутствия точных сведений в биографии, его персона как и загадочное творчество художника фактически обросло легендами. Картины Босха представляют собой композиции, составленные из множества различных образов и фигур, сочетающие в себе темы народных пословиц и притч с изощренными фантастическими видениями, рожденными безграничным воображением автора и несущими в себе нравоучительные фольклорно — сатирические мотивы, не свойственные той эпохе.
Картины Босха кардинально не похожи на произведения других мастеров кисти, таких как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, хотя творили они в одну эпоху. Творчество Босха называют «сюрреализмом Средневековья», самого же мастера — «профессором кошмаров», и все благодаря неповторимым, странным и иногда пугающим сюжетам его картин. В его картинах можно увидеть все страхи и суеверия человека, живущего в средние века. Адские картинки, кишащие химерами и другими инфернальными существами, пугающими человека тех времен, точно и очень правдоподобно воплотились в произведениях мастера. Босха называли еретиком, проповедующим в своих картинах неверие, адептом различных запрещенных сект, но иногда его картины все же обращались к небесной тематике, тем более, что сам он был очень религиозным человеком. Существует множество мнений, о том, что же на самом деле скрывают в себе картины Босха: зашифрованные секреты колдунов и алхимиков того времени или же видения кошмарных образов человеческого подсознания и нашедших свою реализацию в этих произведениях. Как бы то ни было – они не перестают удивлять своей современностью на протяжении очень многих столетий. Лучшая коллекция картин Босха хранится в музее Прадо в Мадриде. Одним из самых известных произведений Босха является триптих «Сад земных наслаждений» созданный в начале XVI столетия и ставший символом той эпохи. Эта работа, не смотря на использование канонических сюжетов, таких как рай, ад и сотворение мира, является очень глубоко-оригинальной и не похожей на работы других мастеров кисти. Смысл этой картины, как и многих других его произведений до сих пор так и не разгадан, но существует мнение, что так образно автор хотел показать человечество, погрязшее в собственных грехах и наслаждениях, потерявшего ощущение первозданной райской красоты и обреченного за это попасть в Ад.
Другие его картины, такие как «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Алтарь Святого Антония», «Несение креста» хранят в себе те же мотивы зла, и грехопадения человека.
В более позднем же творчестве, «профессор кошмаров» переходит от этой темы к более спокойной и уравновешенной – теме красоты и будничной простоты этого мира.
К самым известным картинам позднего периода принадлежит триптих «Поклонение волхвов» и «Святой Иоанн Богослов на остове Патмос».
Множество загадок хранит в себе творчество великого нидерландского живописца, а определенные художественно- стилистические принципы и глубочайшая философская насыщенность созданных образов, смело позволяют поставить Иеронима Босха в один ряд с такими творцами, как Дюрер и Леонардо да Винчи. Босха можно считать крестным отцом сюрреализма — направления, в котором главенствует «творчество подсознания».
Последователями Босха являются такие великие художники , как Макс Эрнст и Сальвадор Дали, Мэн Рэй и многие другие мастера сюрреалистической живописи.
Написала MARTyna